Возникновение и история до 1917 года
Возникновение первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием XVII века — начало петровского правления. Названая Кривощековской (по кличке томского служилого человека Федора Креницына, которого за сабельный шрам на лице звали Кривощеком) эта деревня, по крайней мере до 1712 года, выполняла функции торгового центра между русскими и телеутами, которые были хозяевами земель по другую сторону Оби. Этим обстоятельством и определился характер заселения территории будущего Новосибирска: правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода телеутов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племен. (Руины этого сооружения были описаны ещё в начале прошлого века — «Справочник по городу Ново-Николаевску», Н. П. Литвинов, 1912 г.). Видимо, представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где и сложился конгломерат из двух десятков прижавшихся друг к другу сел и деревень. Во всяком случае, к концу XVIII века территория современного новосибирского Левобережья была полностью заселена.
История правого берега будущей столицы Сибири получила развитие 30 апреля 1893 года, когда сюда прибыла первая партия мостостроителей. Этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска. Рабочий поселок вырос неподалеку от останков чатской крепости, рядом с устьем речки Каменки. Это место пользовалось дурной славой и звалось «Чертово Городище», но рабочие все равно строили свои бараки, к северу от которых возводилась железнодорожная станция «Обь» и посёлок при ней . Вскоре оба поселения соединились.
28 декабря 1903 года в рескрипте № 747-47 государь император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень. Подлинник документа был подписан исполняющим должность управляющего кабинетом его величества генерал-майором Рыдзевским.
В 1912 году власти Ново-Николаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). В этом же году происходит ещё более громкое событие. Дело в том, что судьба Ново-Николаевска могла бы стать похожей на судьбы десятков российских городов, которые таким же образом выросли из станционных посёлков на пересечении больших рек и Транссибирской железнодорожной магистрали, но вмешался случай. В Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но Владимир Жернаков, городской голова Ново-Николаевска, в течение трёх лет всеми средствами пытался убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошёл Высочайшее утверждение, и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом — южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные. С этого времени в Ново-Николаевске начался невиданный по темпам экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги Ново-Николаевск — Семипалатинск ещё только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня святого Николая, которая была торжественно открыта в 1914 году на главной улице как точный географический центр страны. Совпадением это было или нет, но место сретения России оказалось в центре города, носившего имя правящего монарха, государство которого как раз в тот момент переживало исторически максимальное расширение своих границ.